От гонял Эль Команданте: автомобили Фиделя Кастро

0
437



От гонял Эль Команданте: автомобили Фиделя Кастро

При упоминании Кубы и Фиделя Кастро перед глазами появляются несколько ярких автомобильных фотографии: американские дредноуты «детройтского барокко», растянутые до пропорций, колбаски «Жигули»-таксомоторы и, возможно, медицинский универсал ГАЗ-14 «Чайка». Единственный в мире белый цвет.

Диктатор Фульхенсио Батиста был свергнут 1 января 1959-й год, в год максимального расцвета стиля «детройтское барокко», когда американские автомобили отрастили себе огромнейшие хвостовые стабилизаторы, а также автомобили оптики, как сопла реактивных двигателей. Хром для машины не жалели. Коренные жители Луны, если они когда-нибудь объявятся, наверняка помнят, конце 50-х годов — это блеск хромированных бамперов, решетки радиатора, зеркала и карнизы, можно наблюдать и оттуда невооруженным глазом. Еще: дизайнеров в невероятное возбуждение ожидали начала космической эры. Дождались!

А на Кубе было установлено, пламенных революционеров и… получить в ответ полную экономическую блокаду. С запретом для собственных граждан, чтобы покупать и продавать автомобили. Термин «автомобильный заповедник» набил уксус, но он является абсолютно точным: только совсем ленивый турист несет с Острова свободы сотни фотографий «американцы» 40-50-х годов. Некоторые из них поддерживаются, по крайней мере внешне, в отличном состоянии. Некоторые — околхожены бамперы от «Волг», двигатели и задние мосты с ними то же самое, колеса от «Жигулей». На самом деле, в течение более полувека социализма флота на Кубу обновляется только за счет поставок автомобилей из СССР и стран Варшавского договора.

Личный гараж Фидель Кастро в этом смысле жил именно в национальный ритм «гуахира». Широко известны фотографии революционного Фидель на борту военного Wyllys M38A. Тогда Кастро еще не упал от США, а и в целом, социалистический путь развития Кубы, пока не просматривался. Хотя, как говорится, трудов Маркса и Ленина всегда были в его настольных книг. Сразу после революции Фидель остался в США, опирается на трибуне ООН в Нью-Йорке, его возили в лимузине Cadillac Fleetwood.

Затем пришла эпоха ГАЗ-69 и «Чайки», с ЗИЛами. Армии внедорожнике он катал много гостей — от Брежнева до везучих американских журналистов и друга Уго Чавес, а советские членовозы участие как дружеский дар.

Тем не менее, советская военная техника, также стал Фиделю впору: по рассказам очевидцев, во время высадки американского морского десанта в 1961-м он лично управлять танком Т-34, а затем и самоходкой СУ-100.

Помимо стандартных лимузинов в автопарке Фиделя были уникальные вещи. Один из самых известных автомобилей — медицинская «Чайка» ГАЗ-14 белого цвета. Точнее, это уже не «Чайка», а ГРУБО-3920. Эти машины производятся в Рижской автомобильной фабрике всего пять штук (остальные — черные). Вагонов с носилками внутри делали из стандартных «Чайки». Еще в 70-х на такие транспортные средства используют базу «Чайка» ГАЗ-13 — автомобиль, окрашенный в стиле все того же «детройтского барокко». (Известный шикарный рассказ о двух таких универсалах, построены и оснащены мощными кондиционерами специально для перевозки мумие вьетнамского лидера Хо Ши мин.) Но Кастро — то еще вполне себе живой — завод получил задание сделать медицинская машина на базе новых ГАЗ-14. И требования включают в себя не только оборудование серьезными кондиционер, но и монтаж на удлиненных носилки — 230 см вместо стандартных 210-го, специально под рост Фидель.

После того, как мы уже упоминали кондиционер, будет справедливо напомнить, что кубинский лидер прекрасно стоит, без этого устройства, просто переходит в кабриолетах и в фаэтонах. На множестве фотографий своих визитов в СССР Фиделя возят по стране также в кабриолеты. Это ЗИС-110Б и жителей Свердловской.

Здесь Никитой Хрущевым основании, может быть, на улицах москва, на ЗИЛ-111В.

А вот Кастро, в частности, подаренной шляпе — холодно! — на дорогах Иркутска на ГАЗ-13Б.

На следующей фотографии запечатлено посещение завода ЗИЛ. И подарок — кабриолет ЗИЛ-111Д. Возможно, именно на этой машине, Фидель отвечает Михаила Горбачева на Кубу.

Кастро говорит, что своими руками собирать в доме урожай сахарного тростника. Так что ничего удивительного в этой фотографии: Фидель в Узбекистан на хлопковой плантации за рулем трактора.

Много лет — говорят, вплоть до того момента, когда его здоровье серьезно ухудшилось — основная машина Фидель является бронированный Mercedes-Benz в кузове W126. А в последние годы жизни отставному кубинский лидер должен был передать автомобиль той же марки.

Несколько лет назад 14 автомобилей из гаража Фиделя Кастро переехал на службу в таксопарк Гаваны — тоже очень примечательный факт. Настоящий революционер, он вряд ли был рабом вещей, пусть и таких харизматических, как автомобили. Но охотно рассказывает о популярной в Латинской Америке идея перевести машины на этанол и биодизель. Фидель был уверен, что в ситуации, когда миллионы людей на Земле голодают, пусть кукурузы, сои, рапса и сахарного тростника для производства биотоплива — это профессия просто отвратительно. Тем не менее, и миллионы несчастных, по словам Кастро, это только верхушка айсберга. Десять лет назад он поставил в вину биотопливу смерти половины населения Земли — 3,5 миллиарда человек!





Warning: A non-numeric value encountered in /home/p447490/www/auto-ost.ru/wp-content/themes/Newspaper/includes/wp_booster/td_block.php on line 353